Восхождение на Эльбрус. Октябрь 2013.

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.

В. Высоцкий - Если друг оказался вдруг

Предыстория
Походы интересуют меня давно, потому что в них чувствуешь себя совершенно иначе. Совсем другие приоритеты, нет городской грязи, шума и суеты, а есть природа, красота и спокойствие. Это хорошая возможность испытать себя, преодолеть какие-то внутренние барьеры, найти силы для движения к чему-то новому.
Сейчас я уже не могу вспомнить, как родилась идея пойти на покорение Эльбруса, помню только, что придумал её не я :) Есть у меня двое очень хороших знакомых, с которыми мы не раз ходили в горы Байкала и не только. Жизнь разбросала нас по разным городам. Алексей сейчас живет в Москве, Евгений где-то в районе центральной Сибири, а я все так же живу в Чите. Видимо было желание встретиться, и кто-то предложил покорить Эльбрус. Идея понравилась и как-то сама собой стала воплощаться в реальность. Нашли людей в Москве, которые водят группы, все сходилось по датам и шло легко и не принужденно. Увы, но Евгений так и не смог вырваться с работы и остались мы с Алексеем вдвоем.

Подготовка
Внимательно изучив сайт ребят по восхождению (strahu-net.com), сделали вывод, что в первую очередь надо начинать физическую подготовку. На сайте даже расписаны рекомендуемые упражнения, может они и не самые полные, но базовые группы мышц подготовить можно. Одной из самых важных вещей при подготовке был бег, причем перед походом надо выйти на непрерывный бег продолжительностью в час. Это и пугало меня больше всего. Бег я никогда не любил и не бегал. Но цель поставлена и готовиться надо. Опасений добавлял правый голеностоп, который полтора года назад пережил крайне неприятную травму в виде надрыва то ли связок, то ли сухожилий во время игры в волейбол. Сходил к врачам, сделал узи, прошел курс магнита для профилактики. Основную часть физической подготовки я проходил в Пресс-центре. Ребята помогли подобрать схему плавного и более-менее щадящего увеличения нагрузки на позвоночник и голеностоп. Позвоночник незадолго до похода прошел небольшое лечение и было страшно давать ему большие нагрузки. Задействовав достаточно большое количество тренажеров, уже через несколько недель я чувствовал, что был готов начать сам бег. Начал с обычной беговой дорожки. Не пожалел денег и купил хорошие беговые кроссовки, в которые со временем просто влюбился. По чуть-чуть я начал бегать. Спустя примерно две недели я решил попробовать пробежать 10 км. Скажу честно, было нелегко, но я справился. Это была, пожалуй, первая небольшая победа. Пусть в зале и на беговой дорожке, но победа. Через неделю я уже бегал 10 км на СибВО по пересеченной местности. Бегать оказалось не так страшно и сложно, как я думал. Организм еще с детства помнит нагрузки от спорта, видимо еще и поэтому удалось так быстро набрать форму. Чередуя бег и занятия на тренажерах в Пресс-центре закупалось снаряжение и одежда. Часть снаряжения у меня уже была, что существенно упрощало задачу, с другой стороны задачу усложняла редкость необходимых вещей. Подходящие ботинки были только в Русском экстриме. Не знаю каким чудом, но там еще и был мой размер. Но не смотря на все старания, купить полностью все в Чите оказалось нереально. Для закупки всего остального и минимальной акклиматизации к часовому поясу решил за несколько дней до похода улететь в Москву, где без особых проблем было куплено все остальное снаряжение и необходимые 11 кг еды по списку :) Не знаю почему, но только в Москве я узнал что выбранный нами маршрут является не самым легким из доступных.

День первый
Поезд привез нас в Пятигорск утром, был туман. Нас встретил Игорь и повел к группе, большая часть которых приехала вчера. По дороге мы разговорились и Игорь сказал фразу, заставившую нас волноваться: "Две последние группы не поднялись... погода". Когда мы с Алексеем готовились к восхождению в Москве, погода на Эльбрусе подвергалась постоянному контролю и она действительно была не допустимая для штурма: порой на вершине было -22 и ветер 80 км в час. С немного пошатнувшимся оптимизмом и еще полные надежды мы встретились с группой. Всего было 7 человек и три инструктора. Мы погрузились в Газель и поехали пополнять снаряжение всем недостающим (у ребят можно было взять в аренду основное оборудование: кошки, ледорубы, каски, трекинговые палки, системы и т. д.). У меня не было только кошек, хотя если бы я знал, чем закончится история с арендованными кошками, не пожалел бы денег и купил их в Москве. Пополнив рюкзаки арендованным снаряжением и купив недостающий алкоголь и пластиковые бутылки мы двинулись в туристический магазин для закупки недостающей теплой одежды (чуни, пуховые рукавицы и т. д.). Разъезжая по Пятигорску, на глаза мне попался МакДональдс, чему я был удивлен, ведь население города даже меньше, чем в Чите. В магазине я не удержался и купил веселую шапку ) Окончательно упаковавшись газель не спешно повезла нас в Терскол, где нас ждал третий инструктор. Дорога заняла около четырех часов. Чем ближе мы были к цели, тем все более внушительные горы вырастали вдоль дороги. В Терсколе мы подобрали последнего участника группы, купили продуктов на обед, т. к. пообедать уже не успевали и поехали в поселок Эльбрус, откуда нам предстояло выйти на маршрут. Газель проскреблась настолько далеко, насколько ей позволила дорога и узенькие улочки горного поселка. Выгрузив все вещи и общее снаряжение дружно приступили к сбору. Инструкторы в добровольно принудительном порядке раздали общее снаряжение: палатки, котелки, веревки. Мне досталась веревка и, как и каждому участнику группы, два балона газа. Переодевшись, переобувшись и упаковав остатки снаряжения, мы начали движение.

Маршрут начинался довольно крутым подъемом, идти в который после многочасового сидения было достаточно грустно :)

В самом начале маршрута есть нарзан с очень вкусной водой, которая заполнила пустые бутылки и фляжки. Погода была спокойной, на небе были облака, некоторые даже цеплялись за вершины гор и спускались в ущелье.

Вскоре в одно из таких облаков мы и зашли и видимость резко упала. Так как мы потеряли время в Пятигорске в первый день, маршрут был сокращен, но до стоянки еще предстояло идти и идти. Тяжелые рюкзаки и еще не вошедшие в рабочий режим организмы были причиной частых привалов. В рюказке было 11 кг еды, а общий вес колебался в районе 40, если не больше :) Солнце стремилось к горизонту и остаток пути нам предстояло идти в наступащей темноте. Первая ночевка была на месте летнего жилья пастухов. Пастухи живут в маленьком домике, в котором есть печка и две кровати. Печку затапливать не стали, сварили ужин на своих горелках. Места на кроватях хватало только на 6 человек, поэтому поставили палатку. Поужинав, сразу сыграли отбой, нас ждал ранний подъем и большой переход. Вообще режим в горах очень сильно привязан к солнцу, особенно в октябре. Ночью холодно и на улице согреться практически невозможно, поэтому в темное время суток остается только спать. А подъем опережал восход солнца, чтобы максимально использовать световой день для перехода. Дежурным было еще веселее - им надо было до общего подъема приготовить завтрак и натопить снега для заполнения термосов и бутылок.

День второй
Спалось с непривычки не очень крепко, но быстро и бодро встать это не помогло :) Протекающая мимо речка местами покрылась льдом, трава - инеем, а палатка - кондесатом.

Пока группа раскачивалась, я смог выкроить время для съемки, тем более видимость была прекрасная и утром мы увидели Эльбрус. Вообще снимать было достаточно тяжело: из рюкзака доставать каждый раз фотоаппарат было не вариант, на шее он мешал, бился о живот и оттягивал шею. С шеей пришлось смириться, а раскачку удалось уменьшить повесив фотоаппарат вверх тормашками через плечо (поэтому снимать зачастую приходилось перевернутым фотоаппаратом) и прижав его верхним ремнем рюкзака. Позавтракав и собрав вещи, мы двинулись в путь. Шли весь световой день по ущелью. Обед, когда он был, представлял собой перекус с чаем, т. к. приготовление обеда занимает много драгоценного времени, да и идти с полным желудком не так весело :) По дороге нас ждал первый сюрприз - до перевала мы должны были дойти без снега, но не тут то было. Ущелье было в снегу и местами на подъемах мы проваливались по пояс. Этот неожиданный каприз погоды замедлил наше продвижение и увеличил расход сил, требуемых на борьбу со снегом. Наступил вечер второго дня. Должны были пройти дальше, но погода распорядилось по другому. На второй ночевке уже ставили все три палатки. Дежурные готовят ужин и скорее спать.

День третий
Подъем с каждым днем все раньше, чтобы втянуться и пройти больше. Завтрак, очередная перепаковка рюкзака и вперед. За третий день мы подошли к перевалу. Уже виден ледник.

День четвертый
Сегодня нам предстоит подняться на перевал. Позавтракав и в очередной раз перепаковав рюкзаки двинулись в путь. Подъем на перевал оказался не очень крутой, хоть и длинный.

Постепенно вырисовывается физическое состояние группы - кто-то идет сильнее, кто-то отстает. Без особых проблем поднялись на перевал. Погуляли, посмотрели, поснимали. Далее нас ждал "рыжий бугор" и обеденный перекус. Было принято решение не ставить палатки и идти далее через ледник, время позволяло. Здесь из населенных пунктов пробивалась сотовая связь. Владимиру удалось созвониться с друзьями и узнать прогноз погоды. Он был не самым утишительным - за день до запланированного штурма обещали ухудшение погоды с осадками. Сразу после обеденного перекуса Игорь (инструктор) провел небольшое занятие по технике подъема и дыханию.

Переход через ледник представлял рискованное занятие. Опасность представляют трещены в леднике, которых не видно, они занесены снегом. Но рухнуть можно и очень глубоко. Поэтому ледник ходится в связке: если срывается один остальные должны упасть и вгрызаться в снег. Провалившийся виснет на верёвке и по ней же выбирается. Группа была разбита на две связки по пять человек. В первую связку встали два инструктора и три более подготовленных участника. Я попал в первую связку, было приятно :) Переход довольно большой и идти в связке тяжелее. Все вынуждены идти в одном темпе, постоянная концентрация на веревке, никаких привалов и накопившаяся общая усталость за весь день. Переход занял около двух часов, и к всеобщей радости никаких трещин мы не встретили. Поставили палатки и начали переодеваться. Вообще разница в температурных режимах довольно существенная: когда светит солнце и ты находишься в движении можно идти в одном термобелье. В Москве, когда мы с Алексеем готовились к восхождению, продавщица в магазине продала мне очень хорошее термобелье, называется x-bionic вроде. Хочется сказать всему магазину и той женщине большое спасибо, они посоветовали и продали очень хорошие вещи. В этом термобелье я в основном и шел. Но стоило солнцу скрыться за горизонтом, как температура падала на глазах. Если при этом еще и прекратить движение, замерзнешь моментально. Поэтому после установки палаток начинался ритуал подготовки к ночному режиму, который заключался в переодевании в сухую теплую одежду. Я оценил все преимущества качественной теплой одежды и снаряжения, на которой в серьезных походах действительно лучше не экономить. Давно купленный спальник bask chellendger (экстрим -35) радовал буквально каждую ночь как и пуховик bask Alaska.
Тем временем дежурные быстро приготовили ужин, все покушали и спрятались по палаткам. Вечер был достаточно теплый, и ветер не очень сильный. Я наконец-то решился поснимать ночью. Вставать прямо ночью не хотелось, поэтому решил просто дождаться полной темноты, благо ждать надо было недолго, ужинали мы уже после захода солнца. Удалось сделать несколько более-менее удачных ночных кадров. Ветер хоть и был несильный, но на выдержках под 30 секунд рывками умудрялся шевелить камеру. Наигравшись, я скорее спрятался в палатку и лег спать.

Такого я еще не видел: это тень от Эльбруса на горизонте.

День пятый
Дежурные готовят завтрак, общий подъем, завтрак, перепаковка рюкзаков. Все уже становится привычным. Сегодня наша цель достигнуть штурмового лагеря. Подъем уже идет по лавовому потоку на восточном склоне Эльбруса. Переход не очень большой, и без особых сложностей мы достигли высоты штурмового лагеря - 4300 метров. Лагерь разбит, и здесь нам предстоит прожить несколько дней. Уже хорошо виден кратер вулкана, вулканическая порода под ногами выглядит необычно и причудливо. За все время пути до штурмового лагеря погода была на нашей стороне, волновал только полученный на рыжем бугре прогноз. Видимость в штурмовом лагере была потрясающая, на сотни километров и открывающийся вид на кавказский хребет просто захватывал дух. На этой высоте уже чувствуется недостаток кислорода. Ночью, когда переворачиваешься, чувствуешь как начинает биться сердце.

День шестой
На сегодня запланирован акклиматизационный выход на высоту 5 000. До этого дня жалоб на самочувствие у меня не было, но сегодня утром мне было как-то не по себе. Аппетита практически нет, еда не лезет. Кое-как заставил себя съесть половину порции. Выпитый чай и что-то сладкое улучшили самочувствие, и я был готов к выходу. Александр (инструктор) перед выходом проводит обучение по ходьбе в кошках и использованию ледоруба. Наконец-то выход на легке, без тяжелого рюкзака. С собой только маленький фоторюкзак с фотоаппаратом, чаем и перекусами. Забыл рассказать о фототехнике. С собой я взял одну тушку D800E, два аккумулятора и всего один объектив 24-70. Комплект конечно не очень легкий, но качественный и универсальный. Хоть D800E и не является адаптированным для суровых условий съемки, справился он с поставленной задачей без проблем. На запланированную высоту вышли примерно к обеду. Группа сильно растянулась и выяснилось, что один из участников идет тяжело и скорее всего на высоту не выйдет. Изменения в самочувствии не наблюдались, все было как в штурмовом лагере. Перекусили, посидели, отдохнули, я поснимал еще более внушительный вид, и мы приступили к спуску. Спускаясь, мы немного сбились и ушли на крутой спуск с сыпучкой, выходящий на лед. Камни преодолели, а ледяной участок для ускорения и подстраховки прошли на веревке. Вечером в лагере уже в который раз обсуждается день штурма. По плану между акклиматизационным подъемом и штурмом должен быть день отдыха, но прогноз на день штурма был не очень хорошим и он мог сорвать подъем. В запасе еще были дни для ожидания погоды, но в горах обычно плохая погода за один день не заканчивается и скорее всего испортившись она бы вообще не дала нам ни малейшего шанса покорить вершину. Споры были об отмене дня отдыха и штурме на следующий день после акклиматизации. Идея довольно реальная, но уровень подготовки группы различался и многие могли бы просто не дойти. Володя смог уточнить прогноз, и он оказался для нас хорошим. Синоптики обещали хорошую погоду на изначально запланированный день штурма. Было решено завтра отдыхать и идти на штурм 13-го октября.

День седьмой
Сегодня отдых. Можно было спать сколько угодно, но организм уже привык вставать рано, да и сон на камнях довольно суров, особо не поваляешься. Выспавшись, все медленно начали выползать из палаток. Приготовили завтрак, покушали. Рацион был стандартный и разнообразием не баловал. Сегодня завтрак был больше похож на обед - гречка с тушенкой. Иногда мы варили суп, это был небольшой праздник. Можно было устраивать его почаще, но обычно просто не хватало времени. На высоте нет воды и чтобы что-то приготовить надо топить снег или лед. Это процедура достаточно долгая и требующая много газа. Больше всего радовал ассортимент сладкого к чаю:)
Отдыхать было очень непривычно. Не надо ничего собирать, никуда идти. Все хаотично перемещались по лагерю, образовывая все новые группы обсуждения различных тем. Играли в карты, любовались видом, обсуждали штурм. К привычному виду добавились облака. Они были ниже нас и очень красиво застилали более низкие горы и ущелья. Пол-дня неторопливо топили снег и наполняли бутылки и термосы водой и чаем для штурма.
Ужин был сегодня раньше, причиной тому служил ранний отбой, который в свою очередь был обусловлен необходимостью выспаться перед ранним подъемом. Штурмовать было решено двумя группами. Первая группа выходила на полтора часа раньше, и по плану вторая группа должна была их нагнать по дороге. Выход первой группы был назначен на 2:30 ночи, второй на 4:00 утра. Столь ранний выход диктовал долгий путь наверх и погода, которая на вершине обычно портится в обед, и до э того времени уже надо начать спуск. С волнением и мыслями о штурме все легли спать.

День восьмой
13 октября, день штурма. Я был во второй, более сильной группе. Подъем в 3:30. На завтрак варить что-то времени нет и кушали нарезанную с вечера колбасу и сыр. Пили заранее разлитый по термосам чай. Штурмовые рюкзаки со всем самым необходимым уже были собраны. Одеваться пришлось тепло, ночь была холодной, и в одной термухе уже не пойдешь. На ноги я надел теплое термобелье и уже полюбившиеся штаны из софт шелла, на верх - термобелье, флисовку и пуховик. Сразу все надевали кошки и системы, чтобы не терять на это времени по дороге. 4 утра, выходим. В далеке на горе видны пять светлячков - первая группа. Темнота полная, луна давно ушла за гору, небо чистое и очень красивые звезды. Шли без остановок достаточно долго, день отдыха позволил хорошо восстановить силы. Примерно в шесть утра стало светать. Было очень красиво.

Было видно как мы нагоняем первую группу. По рации они передали, что достигли 5000 и сели отдыхать. До них оставалось совсем немного. Спустя минут 10 рация рассказала, что из-за холода первая группа продолжила движение. Минут через 20 мы их догнали. Мы встали у сложного ледяного участка, который надо было пройти траверсом. Начали провешивать перила.

Тем временем, дойдя до 5000, Паша почувствовал что дальше идти не сможет и начал спуск с Александром. Штурм продолжили восемь человек. Преодолев сложный участок, мы сняли перила и достаточно быстро дошли до следующего места, где была необходимость в веревке. На этот раз, преодалев преграду, веревку мы снимать не стали, вершина была совсем рядом и сложных участков уже не было. Идти было все тяжелее, кислорода не хватало, и хотелось отдыхать после каждого десятка шагов.

Игорь подгонял всех, говорил, что стоять нельзя, мы теряем время, и чем дольше мы стоим, тем больше устаем. Все молча, не торопясь, продолжали ползти вверх. Вскоре у меня открылось второе дыхание. Не знаю откуда пошло это понятие и как это работает на физическом уровне, но эффект очень необычный. Идти вдруг стало легко, пропало желание останавливаться и выросла скорость ходъбы. На вершину из группы я поднялся первым, вслед за нашим снежным барсом по имени Сергей, который в свои 61 год был на Эльбрусе более 80 раз. Было 13 октября, около 13 часов дня. Восточная вершина Эльбруса была покорена, я стоял на высоте 5621 метр. Открывающийся вид поражал своим масштабом и красотой.

Постепенно собралась вся группа. Мы поздравили друг друга, все фотографировались и радовались этой победе. Эльбрус встретил нас удивительно хорошей погодой, ветра на вершине почти не было, но снег, превращенный ветром в лед, имеющий причудливые формы, напоминал о суровости этой высоты. Мы перекусили, полюбовались на пейзаж и западную вершину, которая была совсем рядом и возвышалась над нами на 21 метр. В горах погода может изменяется моментально и очень кардинально. Не дожидаясь сюрпризов, мы начали спуск. Практически сразу Алексей (из Мурманска, в группе было два Алексея) повел себя достаточно странно и спустя минут пять уже практически не мог самостоятельно продолжать спуск. Вот она, горняжка. Как написал позже сам Алексей после многочисленных обсуждений это был отек мозга. Пристегнув к веревке, мы начали спускать его вниз, надо было как можно скорее сбросить высоту. Но тяжелый рельеф из снега, камней и льда не позволял спускаться быстро. В его спуске принимала участие почти вся группа. Я почти весь спуск вел Алексея под руку, подбадривая и проверяя его состояние. Одновременно в спуске было задействовано 5 человек: двое ведут под руки, двое страхуют веревкой сзади и один помогает перестегивать веревку. Через какое-то время мы поняли, что он не помнит как попал в эту ситуацию. Сброс высоты, как и предпологалось, шел Алексею на пользу - к нему возвращались силы. Зато меня порой посещало какое-то странное чувство, я как-то по другому воспринимал реальность, как будто что-то раздвоилось во мне, я говорил и при этом видел ситуацию со стороны, слыша сам себя. Не знаю, что это было. Может усталость, а может и недостаток кислорода. Во время спуска мы по рации связались с Александром, который уже был в лагере и попросили подняться для помощи. Мы продолжали спуск, а Саша изо всех сил начал набирать высоту. Когда мы встретились было решено, что он заберет не задействованных в спуске Алексея участников группы, и скорее уведет их в лагерь. Алексей тем временем чувствовал себя все лучше, но идти сам еще не мог. На одном из крутых ледяных склонов Алексей неловким движением зацепил своей кошкой мою, и приковал ее ко льду. Я не смог высвободить ног, и по инерции мы продолжили движение. Не смотря на небольшую скорость равновесие удержать не получилось, и мы рухнули на лед все втроем. Я падал первым и быстрее всех понял что происходит и уже в полете, что было сил охрипшим голосом закричал "срыв". Ребята на страховке сработали моментально. Мы не проехали и метра. Спустя какие-то секунды мы лежали на склоне, удерживаемые веревкой. Я держался за ногу Алексея, а он не смотря на свое состояние схватил меня за руку и тянул к себе. Освободив ноги я встал, мы подняли Алексея, оценили ситуацию, и продолжили движение. У меня немного порвались кошками штаны и как выяснилось уже в Терсколе остались синяки на бедре от удара кошкой. Уже темнело. Вскоре мы вышли на снежный склон и до лагеря уже сложных участков не было, оставалось монотонно делать шаг за шагом. Усталость уже не позволяла даже разговаривать, шли в тишине. Спокойствие нарушила рация. Александр с ребятами отклонились от тропы и ушли слишком близко к кратеру. Они попросили помочь выбраться оттуда. Оказалось что они находятся выше нас. На помощь пошел Игорь. Склон был не такой крутой, а Алексей уже чувствовал себя достаточно уверенно, и мы пошли вчетвером. В темноте показался фонарик, который светил из штурмового лагеря, указывая нам направление. Это старался Паша. Вскоре мы дошли до лагеря. Паша приготовил ужин и заварил чай. Мы накинулись на еду. Рация сообщила, что Игорь нашел ребят, и они благополучно выбрались и идут в лагерь. Мы видели свет их фонариков на склоне. Паша рассказал, как они ждали нас в лагере и волновались. За ужин ему огромное спасибо. Выпив по кружечке чая, мы направились в свою палатку, сил уже не было. Не дожидаясь спуска ребят, мы отключились.

День девятый
Утром рано вставать не стали, все отдыхали после тяжелого восхождения. Алексей утром чувствовал себя хорошо, горняжка отпустила его. Позавтракав, все стали собираться, сегодня мы начинали спуск. За один день мы сбросили высоту, набранную за три дня. Шли достаточно быстро и долго. Также в связке преодолели ледник. Перевалили рыжий бугор и спустились с перевала. Пройдя несколько часов по ущелью разбили лагерь.

День десятый
В Преобразившемся ущелье уже не было снега, который мешал нам идти наверх.

Сегодня чуть позже обеда по плану мы должны были выйти в поселок. Ниже по ущелью открывались потрясающие пейзажи. Фотоаппарат включался достаточно часто. Большой переход за предыдущий день не прошел бесследно. Ноги у многих были в мозолях, и идти было больно. Как и планировалось, мы после обеда вышли в поселок Эльбрус. Минут через 20 нас забрала та же самая газель и неторопливо повезла в Терскол. Все казалось диким и необычным. Не верилось, что вода может просто так бежать из-под крана, тем более горячая :) Первый ужин был просто праздником. Суп, хлеб, масло, пельмени. Продукты, которых в походе и быть не могло. Мы оценили кавказское гостеприимство. Я даже не подозревал о его масштабах.
Поход закончен, впереди был день в Терсколе и дорога домой.

Заключение
В общем, я очень доволен. Покорена очередная вершина, высочайшая гора в Европе, входящая в Клуб семи вершин. Высота, на которой я еще не бывал. Доказал себе, что могу сделать это. Смог подготовиться, набрать неплохую физическую форму, начал бегать. Небольшая победа над собой. Что дальше, я не знаю. Пройдет какое-то время и горы вновь позовут...

P. S. Фотографии в бОльшем разрешении можно посмотреть в галерее на моем сайте (а еще их там чуть больше).
А еще больше фотографий можно найти вконтакте.